АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБДОУ детского сада № 12 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелым нарушением речи) разработана и утверждена организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а так же с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (от 07.12 2017 г. Протокол № 6/17);
Программа является нормативно-управленческим документом организации и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования:
- объем,
- содержание образования,
- планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования),
- особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Программа состоит из трех разделов:
1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
4. Дополнительный
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:
– реализация Программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ГБДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательных отношений направлена на решение следующих задач:
- создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию психологических и социальных качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;
- создание условий для формирования у детей практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
- активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения.
- развитие содержательного партнерства с родителями, социальными институтами для создания оптимального развивающего образовательного пространства ребенка.
Включение парциальных программ эффективно дополняет основную образовательную программу дошкольного образования.
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.
Программа сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление.
Цель программы – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
1. Формирование ценностей здорового образа жизни.
2. Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
3. Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет «Первые шаги».
Автор: Алифанова Г.Т.
Цель: Воспитание любви и интереса к родному городу; желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства.
Формирование начальных знаний о городе.
Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.
Задачи:
1. Знания о символах города, памятниках, достопримечательностях.
2. Формирование понятия «мы – петербуржцы».
3. Знакомство с праздниками нашего города.
4. Развитие культуры общения.
«Ладушки» авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева.
Цель: музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально – ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально – игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
1.Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2.Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3.Приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре. 4.Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5.Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
Образовательная программа реализуется в течении всего времени пребывания детей в организации.
В образовательном учреждении, в соответствии с ФГОС ДО, реализуется трехчастная модель образовательного процесса:
I. Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Непрерывная образовательная деятельность
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
- Индивидуальная работа с детьми
II. Самостоятельная деятельность детей
III. Взаимодействие с семьями воспитанников
Направления взаимодействия с семьями воспитанников:
- Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности. Семейных ценностей
- Информирование родителей
- Консультирование родителей
- Просвещение и обучение родителей
- Совместная деятельность ГБДОУ и семьи
Образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы дошкольного образования,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп и др.
|